VAXABIZM

     

Заключение

 

        Осталось исследовать всего два вопроса, которые мы отметим в заключении:

1) Оплакивание покойного до захоронения и после .

2) Присоединение слова “раб” к созданию.

         Возможно, ты не знаешь решения шариата по поводу этих вопросов, так мы разъясним их в свете Корана и сунны.

 

Во-первых, оплакивание покойного.

 

         Невозможно порицать глаза и сердце, когда человек стоит над могилой Пророка и имамов из родных Мухаммада (благословение Аллаха и его приветствия всем им!), а также лучших из его сторонников (да будет доволен ими Аллах!), проливая слезы и печалясь, выражая этим скрытую в душе любовь, преданность, симпатию, тоску и печаль, и это вызвано человеческой природой, и не противоречит божеским законам.

         Что касается природы, то печаль и чувствительность вызваны человеческой симпатией, если человек страдает от потери самого дорогого человека то, человек, лишенный этого чувства является исключением и нет на земле человека, который всерьез и объективно может отрицать это.

         Посланник Аллаха (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!) плачет над своим дорогим сыном Ибрахимом и говорит:

“Слезы льются из глаз и сердце печалится, мы не говорим то, чем не будет доволен Аллах, мы грустим по тебе, Ибрахим”.(520)

         Историки и ученые, занимающиеся житием святых, рассказывают, что когда Ибрахим, сын Пророка (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!) был при смерти, он находился в комнате своей матери. Пророк взял его и перенес в его комнату и сказал: “О Ибрахим, мы не будем просить Аллаха дать тебе замену”. Потом слезы потекли из глаз его и он сказал: “Мы грустим по тебе, Ибрахим, глаза плачут, сердце печалится и мы не говорим то, что вызывает гнев Господа. И если бы не правое дело и искреннее обещание, то мы будем грустить о тебе еще сильнее”.

         Когда ‘Абдаррахман ибн ‘Аваф сказал:

“Или плач не был запрещен?” Он ответил: “Нет, но я запретил яростные и другие крики при несчастье, запретил царапать лицо, рвать одежду, звать шайтана, издавать песни развлечения, - это сострадание, кто не проявляет жалость, - немилосердный”.(521)

         Это не первый и не последний Его плач (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!) когда он страдает от потери своих близких, но он, плача по своему сыну Тахиру, говорил:

“Слезы текут из глаз, слеза одерживает верх, сердце печалится и мы не повинуемся Аллаху, всемогущий Он и великий”.(522)

         Выдающийся ученый аль-Амини собрал в своей большой энциклопедии “аль-Гадир” многочисленные источники, в которых Пророк (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!) и его последователи оплакивают своих близких умерших. Вот тебе текст:

“Это он (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!), когда был ранен Хамза (да будет доволен им Аллах), пришла Сафиййа, дочь ‘Абд аль-Матлаба (да будет доволен ею Аллах!). Между ней и им были мединские приверженцы Мухаммада. Он (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!) сказал: “Пригласите ее”. Она села около него, если она плакала, плакал и посланник Аллаха (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!), если рыдала она, рыдал и Он. Плакала Фатима (да будет над ней мир!), плакал и посланник Аллаха (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!). По мере того, как плакала она, плакал и он. Он сказал: “Я никогда не буду поражен как ты”.(523)

         Когда посланник Аллаха (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!) вернулся из Ухуд, жены мединских сподвижников Мухаммада плакали над павшими на войне и, узнав это, Пророк (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!) сказал: “Однако у Хамзы не было оплакивающих его”. Ансары вернулись и сказали своим женщинам: “Ни одна из вас не будет оплакивать, если не начнет с Хамзы. Он сказал: “Среди них с сегодняшнего дня не оплакивайте умершего, не начав с Хамзы”.(524)

         Он (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!) объявил о смерти Джа’фара, Зейда ибн Хариса, Абдаллаха ибн Раваха его глаза наполнились слезами.(525)

         Он (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!) посетил могилу матери, плакал над ней и довел до слез окружающих.(526)

         Он (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!) поцеловал Османа ибн Маз’уна, когда тот умер, и слезы капали на его щеку.(527)

         Непорочная Сиддига (да будет над ней мир!) стояла над могилой своего отца, потом взяла горсть с его могилы, положила на глаза и заплакала, причитая:

         Что тому, кто нюхает землю Ахмада

         И не чувствует запаха предела времени

         Изливает на меня несчастья, если они

         Излить на дни, ставшие ночами”(528)

         Абу Бакр ибн Абу Гахафа оплакивал посланника Аллаха (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!) в элегии:

“О глаз, я плачу и мне не надоедает

Надлежит плакать над господином”.

         Тетя Джабира ибн Абдаллаха пришла в день Ухуд и стала плакать над своим братом Абдаллахом ибн ‘Амру. Джабир сказал:

“Я стал плакать и народ запретил мне. А посланник Аллаха (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!) не запретил мне. Он сказал:

“Оплакивайте его, но не оплакивайте его устами Аллаха, ангелы еще осеняют его крыльями, пока вы не похороните его”.(529)   Да, по свидетельству Омар ибн аль-Хаттаба и Абдаллах Ибн ‘Омара посланник Аллаха (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!) сказал: “Покойник мучает плачем своего родню”.

Я говорю: ясно, что этот хадис разнится во многих ареалах, как доказала история. Из них: он оплакивал ан-На‘мана Ибн Магран аль-Мазани, когда до него дошло известие о смерти.

Он вышел и объявил людям об этом с кафедры, положив руку на голову и плача.(530)

Из них: он вместе с Абу Бакром оплакивал Са‘ада Ибн Ма‘ана и даже Аиша говорила: “Рот, который удерживал Мухаммад рукой, поистине я отличаю плач Абу Бакра от плача ‘Омара, и я вошла в свою комнату”.(531)

         Из них: он оплакивал своего брата Зейда Ибн аль-Хаттаба, его сопровождал мужчина из племени бану ‘Ада Ибн Ка‘аб. Когда он вернулся в Медину и увидел ‘Омара, слезы потекли из его глаз и он сказал: “Я назначил Зейда после себя казием, а ты пришел за мной”.(532)

         Повторяющиеся плачи халифа указывают нам путь к тому, что значение этого хадиса, если правы передатчики, совсем другое. Из хадиса ясно, что он разнится с упомянутым в Коране, я имею в виду изречение Всевышнего, хвала Ему: “Не понесет носящая ношу другой”(533). Какой смысл мучить покойника, оплакивая другого над ним!!

         Шафи’а говорил: “То, что Аиша рассказала о посланнике Аллаха (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!) совпадает с тем, что запомнили о нем (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!) по свидетельству Корана и сунны. И если говорят: Где свидетельство Корана? Говорится: в Его словах, всемогущ Он и велик: “Не понесет носящая ношу другой” и “что человек - лишь то, в чем он усердствовал” (534), его слова “и кто сделал на вес пылинки добра, увидит его, и кто сделал на вес пылинки зла, увидит его”.(535) и “и чтобы всякая душа получила воздаяние за то, о чем старается!”(536) И если спросят где свидетельство сунны? Скажи: посланник Аллаха спросил мужчину: “Это твой сын?” Он ответил: “Да”. Он сказал: “Что до того, что он не любит меня, больше тебя и ты не любишь меня, больше него”. И посланник Аллаха уведомил, подобно тому, как Аллах уведомил, что преступление каждого человека лежит на нем, так же как его поступок не за другого, а против него”.(537)

 

Понимание хадиса.

 

         Все эти цитаты говорят о том, что в хадисе “если покойник мучается…” - если он передан достоверно - имеется в виду не то, что явствует из его внешнего вида. Он был определен контекстом, который выпал при цитировании. И из-за этого некоторые, опираясь на этот хадис, не обратив внимание на его цель и смысл, предположили, что запрещено плакать над покойником.

         ‘Омара рассказывала, что она услышала Аишу (да будет доволен ею Аллах!) и напомнила ей, что говорил Абдаллах Ибн Омар: “Живой мучает своим плачем умершего”. Аиша сказала (да будет доволен ею Аллах!), что касается его, то он не обманывает, однако он ошибся или забыл, что посланник Аллаха проходил мимо иудейки, которую оплакивала ее семья “и он сказал: “Они плачут над ней и она мучается в своей могиле”.(538)

         Абдаллах ибн ‘Омар передает, что Пророк (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!) сказал: “Умерший мучается из-за того, что его семья плачет над ним”. Он напомнил это Аише и она сказала, как передает Ибн ‘Омар: “Пророк (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!) проходил мимо могилы иудея и сказал: “Покоящийся в этой могиле мучается, что его семья плачет над ним”. Потом она прочитала: “Не понесет носящая ношу другой”.(539)

         Это понимание хадиса и его смысл, и нет сомнения в правильности этого значения, судя по Корану и сунне.

         Также имеются другие предания, свидетельствующие о том, что посланник Аллаха (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!) запретил ‘Омару препятствовать женщинам оплакивать своих покойников.

         Ибн ‘Аббас передает: “Когда умерла Зейнаб, дочь посланника Аллаха, он сказал: “Присоедините ее к нашему наилучшему предшественнику Осману Маз‘уну”. И заплакали женщины. ‘Омар стал бить их кнутом. Посланник Аллаха (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!) схватил его за руку и сказал: “ Не спеши, ‘Омар, дай им поплакать. А вы остерегайтесь криков шайтана!” И сел посланник Аллаха на край могилы и Фатима, плача села рядом, и стал Пророк вытирать глаза Фатимы краем своей одежды, жалея ее”.(540)

         Аль-Бейхаги в “Ас-Сунан аль-кубра” рассказал подобное о смерти Рагиййи, дочери посланника Аллаха. Посланник (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!) сказал: “Не спеши, Омар”. Затем добавил: “А вы остерегайтесь криков шайтана! И что бы там ни было, все же глаза и сердце - из сострадания, а что с языка и рук - от шайтана”.(541)

         А в третьем предании посланник Аллаха сказал: “Омар, оставь их. Глаза льют слезы, сердце страдает, а время близится”.(542)

         Приведенные нами предания выражают, уважаемый читатель, заповедь ислама по поводу плача над умершим, независимо от того, был ли он близким другом или родственником. И если уж разрешено оплакивать их, то оплакивание посланника Аллаха (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!), его непорочных родственников и сподвижников - есть самое лучшее из дозволенного.

         Как мы уже говорили, по этому поводу много преданий двух групп относительно оплакивания Пророка и страданий его родных, но мы не указали их, чтобы быть лаконичными. А кто желает остановиться на этом подробнее, то может обратиться к книге “Сиратуна ва суннатуна сират ан-наби ва суннатуху” знаменитого ученого Шейха ‘Абд аль-Хусайна аль-‘Амини (да будет доволен им Аллах!), а то, что мы указали на страницах этой главы является ее сокращенным вариантом.

 

Во-вторых, присоединение слова “раб” к созданию.

 

         Известно, что поклонники родных Мухаммада (да будет над ними мир!) называют своих детей ‘Абд ар-Расул, ‘Абд ‘Али, ‘Абд аль-Хусайн и т.п., то есть добавляют слово “аль-‘абд” (раб) к их именам (да будет над ними мир!).

         Такое называние вызвало волнение в некоторых кругах, особенно среди ваххабитов, утверждающих, что такие имена - признак ширка и не соответствуют основам единобожия.

         Шейх Насираддин аль-‘Албани - корректор и исследователь некоторых книг хадисов - созвал меджлис в Сирии и я наблюдал сильную неприязнь, когда он говорил об имени ‘Абд аль-Хусайн. Это произошло, когда речь зашла о выдающемся ученом ‘Абд аль-Хусайне Шараф ад-Дине аль-‘Амили (да будет свята его могила!), авторе справочников.

         Чтобы приподнять занавес с правды мы проанализируем вопрос с точки зрения Корана и сунны.

         Что называется рабством и что подразумевается под ним:

         Во-первых, это то, что противоположно божественности. Рабство в этом смысле происходит из формы рабства, которая объединяет всех рабов, а повелитель - Всевышний Аллах, хвала Ему. Ты знаешь, что человек по происхождению раб, а Аллах, хвала Ему, - правитель, Он создал его из ничего и дал сполна все, что надо.

         Рабство в этом смысле субъективность всего что есть, и неотделимая материальность. Здесь рассмотрим изречение Всевышнего, хвала Ему:

“Всякий, кто в небесах и на земле, приходит к Милосердному только как раб”.(543)

         Также на это указывает изречение Христоса (да будет над ним мир!):

“Я - раб Аллаха. Он дал мне писание и сделал меня пророком”.(544) и др. аяты.

         Во-вторых, под этим подразумевается покорность или что-то в этом смысле, об этом заявляли уже авторы лексических словарей.

         В арабском языке существует: “набожность” - ведение аскетического образа жизни; “поклонение” - покорность.

         И основываясь на этом под “’Абд ар-Расулом, ‘Абд ‘Али и т.д.” подразумевается “покоряющийся посланнику”, “покоряющийся Али” и т.д.

         Как нет, если Аллах, хвала ему, повелел нам подчиняться им “Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас”(545). Коран назвал Али обладателем власти, а мусульман - повинующимися, и человеку не ставится в упрек, если он использует это значение, давая имена своим детям.

         В хадисе Абу Харира говорится: “Он не говорит ни одному из вас, его подданных “мой раб” и “мой народ”, чтобы он говорил “мой мальчик” и “моя девочка”. Ибн Асир объясняет это в своей книге “ан-Нихайа” таким образом:

это опровергает их гордыню и связывает их рабство с Ним, достойным этого, с Всевышним Аллахом. Он - владыка всех рабов”.

         Хадис внешне противоречит мудрому упоминанию. Как нет, он тот, кто приписывает рабство людям, которые владеют ими. Всевышний сказал:

“И выдавайте в брак безбрачных среди вас и праведных рабов и рабынь ваших. Если они бедны, - обогатит их Аллах Своей щедростью. Аллах объемлющ, знающ!”(546)

         Ты видишь, что Он, хвала Ему, относит рабство к тем, кто владеет ими и если бы в этом выражении было что-то от гордыни господина, то Аллах, хвала Ему, не использовал бы это выражение.

         Источник сомнения в том, что те, кто сомневается не отличают истинное рабство бытия, которое неотделимо от человека с появления его и до последних его дней, от рабства, возложенного на человека в соответствии с положениями и условиями: господин становится подневольным рабом, а подневольный раб - господином.

         В книгах по фикху имеются пространные разделы, посвященные заповедям о рабах и рабынях. Им посвящаются отдельные заповеди, которых придерживается человек, знающий мусульманское право. Словом “повелитель” называют господина, имеющего право продавать их и порабощать, и никто из знатоков мусульманского права не считает такое называние грехом.

         Слова Мухаммада ибн ‘Абд аль-Ваххаба “кто называет кого-либо “моим повелителем” или “моим господином”, тот безбожник”(547) вызывают удивление. Вместе с тем священный Коран именует словом “господин” другого, помимо Всевышнего, хвала Ему: “подтверждающем истинность слова от Аллаха, господине, воздержанном”(548), а также Он, всемогущий Он и великий, говорит:

“и она разорвала его рубаху сзади, и встретили они ее господина у двери”(549) и сказал Всевышний “Они сказали: “Господи наш, мы повиновались нашим сеййидам и нашим вельможам, а они сбили нас с пути!”(550)

         Добавь к этому следующие друг за другом предания, действительность которых не подлежит сомнению, где названы господинами Пророк и два Хасана(551).

         Абу Бакр оплакивал величайшего пророка следующими бейтами:

“О глаза, я плачу и не надоедает мне

Господина надлежит оплакивать”(552)

         Также аль-‘Азизи цитировал в “Шарх аль-джами‘и ва-с-сагыр” из “Муснад Абу Давуда”, что делегаты Бану ‘Амира пришли к Пророку и сказали: “Ты наш господин”. Он ответил: “Господин -Аллах”.

         Если эти хадисы действительны, то истинное значение “господства” - “владыка” и “создатель”. Поистине это значение присуще Аллаху, хвала Ему. Как посланник Аллаха назвал словом “господин” Са‘да ибн Му‘аза (да будет доволен им Аллах!) рассказывает ат-Табари: “Когда встал Са‘ад, посланник Аллаха сказал: “Поезжайте к вашему господину”.(553)

         Эти запреты вокруг слова “господин” присваиваются значению, которое противоречит искренности поклонения и единобожию.

         Клянусь своей жизнью, истина очевидна и нет надобности в продолжении разговора.

         Каким образом в речи арабов, Посланника, сподвижников Мухаммада, последователей и имамов из семейства посланника, и знатоков мусульманского права часто используется это слово помимо Него, хвала Ему, и никто не считает это грехом. Они рассматривали эти вопросы с великодушием и с дальним прицелом, и дело не ограничивается мусульманами, они считают ислам удобным великодушным законоположением, который руководствуется целями и стремлениями, а не явлениями и словами.

         А ваххабиты, как и хариджиты, ограничили самих себя и мусульман тем, чем не ограничил их Аллах, хвала Ему, и две религиозные общины во многих вопросах идут бок о бок.

         Наступило время, уважаемый читатель, и мы завершаем это пространное обсуждение теорий ваххабизма, их основных положений и целей краткой речью, полезной для мусульманского общества, вообще, а для фанатичной мусульманской молодежи, в частности.

         Ислам базируется на двух словах: слове единения и объединении слова. Исламская община должна сохранять единство слова и братства, а также она должна хранить слово единения. Они оба являются двумя эквивалентами, произрастающих из одного корня.

         Также Коран и сунна побуждает к Его единению, хвала Ему, в сущности, на деле и в поклонении, также побуждают крепко держаться за веревку Аллаха, запрещая разделяться “Держитесь за веревку Аллаха все, и не разделяйтесь”.(554), Он сказал: “А если кто отказывается от посланника после того, как стал ему ясен прямой путь, и он следует не по пути верующих, Мы обратим его к тому, к чему он сам обратился, и спалим его в геенне. Скверно это пристанище”.(555)

         Имам Али (да будет над ним мир!) сказал: “ Значительное большинство вменяет в обязанность, что, действительно, рука Аллаха с общиной, остерегайтесь разделения, исключение из людей - для дьявола, также как исключительный из овец - для волка. Разве не убивают тех, кто призывает к этому, если даже он под этой чалмой”.(556)

         Если единство слова имеет такое выдающееся значение, то каково положение того, кто ссорит мусульман, сеет среди них раздор, разбивает их ряды и рассеивает их, сея сомнения в их делах, в отношении которых уже давно сговорились исламская община до того, как родился сеятель сомнений - я имею в виду Ибн Таймиййа - и его виночерпий - я имею в виду Мухаммада Ибн Абд аль-Ваххаба.

         Уважаемый читатель, то, что вы прочли на этих страницах - это смысл текстов Корана и сунны наиблагородного пророка (да благословит его и его семью Аллах и приветствует!) и результат всего, к чему пришла мусульманская община в течение веков. Какова ценность слов и выражений, противоречащих книге Аллаха и сунне Пророка (да будет над ним и его семьей благословение Аллаха и его приветствие!) и тому, о чем сговорилась община.

         Мусульманской общине, в авангарде с ее учеными и мыслителями, тяжело, что в Мекке, в колыбели откровения, находятся люди, которые обвиняют всю общину, и суннитов, и шиитов, всех без исключения, в неверии, выделяя лишь отдельных людей из Неджда.

         Величайшие сыновья мусульманской общины уже поняли опасность ситуации и вред этих дьявольских мыслей, посеянных Шейхом Ибн Таймиййа, и даже аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал в своей книге “аль-Фатава аль-хадисиййа”:

“Ибн Таймиййа, раб, брошенный Аллахом на произвол судьбы, сбитый с пути, ослепленный и оглушенный, о чем заявляли имамы, которые показывали порочность его положений и лживость его слов. Кто желает, тот должен сообщить о словах имама - муджтахида, достигшего права самостоятельно решать юридические вопросы Абу аль-Хасана ас-Сабахи и его детища и шейха шафи’итов, маликитов и ханифитов, который не ограничивался своим протестом - Ибн Таймиййа - отсталым суфийам, а скорее, возражал таким, как ‘Омар Ибн аль-Хаттаб, Али Ибн Абу Талиб (да будет доволен ими Аллах!).

         Аллах исполняет то, что делает нас теми “кто слушает слова и следует лучшему из них”.

         Благословение Аллаха на нашего господина Мухаммада и его добрых непорочных родственников и сообщество наиболее избранных, и последняя наша молитва слава Аллаху, господину миров.

Hosted by uCoz